Методы обучения

Методы обучения
   — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие "метод обучения" отечественные педагоги трактовали по-разному. Одни понимали его как "способ передачи другим познаний" (Д.И. Тихомиров) или относили к нему "вообще все способы, приёмы и действия учителя" (К.В. Ельницкий). Другие рассматривали метод обучения как "совокупность координированных приёмов преподавания" (С.А. Ананьев) и т.д.
   М.о. - категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Американский педагог К. Керр выделяет четыре "революции" в области М.о. в зависимости от преобладающего средства обучения (1972). Первая состояла в том, что учителя - родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; сущность второй - замена устного слова письменным; третья ввела в обучение печатное слово; четвёртая, происходящая в настоящее время, предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.
   Эмпирический подход к проблеме М.о. привёл к большому разнобою в номенклатуре методов у разных авторов без научного обоснования числа, системности, необходимости, достаточности, принципов классификации и границ применения М.о. Исследования педагогов и психологов показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трёх уровнях: осознанного восприятия и запоминания; применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; творческого применения. М.о. призваны обеспечить все уровни усвоения. В настоящее время М.о. в практике многих учителей обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности гл.о. на первых двух уровнях. Одной из причин недостаточного внедрения М.о., обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции М.о., которой свойственны описательность, эмпиризм. В 70-80-е гг. осуществлены попытки многоаспектного и комплексного подходов к изучению М.о. (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 141)
   — способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)
   — упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (например, рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация и демонстрация, упражнение и др.).
   (Соломахо П.Э. Общая и профессиональная педагогика. - М., 2002. С. 16)
   Ч312.5

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Методы обучения" в других словарях:

  • Методы обучения — Метод обучения (от др. греч. μέθοδος путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий… …   Википедия

  • Методы обучения — приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности. Наиболее распространенные методы… …   Пограничный словарь

  • методы обучения — mokymo metodai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Veiksmų, būdų visuma mokymo tikslui pasiekti. Skiriami žinių perteikimo, įtvirtinimo ir tikrinimo (teikiamieji), atgaminamieji (reproduktyvieji), mokėjimų ir įgūdžių formavimo (operaciniai),… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АКТИВНЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АКТИВНЫЕ. См. активные методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫЕ. См. интенсивные методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНИРОВАННЫЕ. См. комбинированные методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НАГЛЯДНЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НАГЛЯДНЫЕ. См. наглядные методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ. См. практические методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЯМЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЯМЫЕ. См. прямые методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СЛОВЕСНЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СЛОВЕСНЫЕ. См. словесные методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ — МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ. См. сознательные методы обучения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»